адаптация к детскому садуПри поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки, где малыш воспитывается в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам, он попадает в непривычную среду. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, иной стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение — все эти перемены создают для ребёнка стрессовую ситуацию. В результате может нарушится сон, аппетит, появиться различные страхи, даже малыш может заболеть, если родители в момент адаптации   (привыкании ребёнка) будут вести себя неправильно, не грамотно.

Адаптация приводит либо к позитивным результатам (у ребёнка более быстрыми темпами развивается речь, появляется удовлетворённость от посещения детского сада, адекватно относится к требованиям взрослых) либо к негативным (стрессу). От чего это зависит? Давайте попробуем разобраться.

Различают три степени адаптации:

  1. Лёгкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
  2. Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5 — 7 дней, есть признаки психического стресса.
  3. Тяжёлая адаптация — длится от двух до шести месяце; ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Степень адаптации зависит от нескольких факторов:
  • Возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети с десяти-одиннадцати месяцев до полутора лет и дети трёх лет (кризис трёх лет).
  • Состояния здоровья и уровня развития ребёнка (насколько сформирован навык общения с другими детьми и взрослыми, сформированы навыки самообслуживания (об этом мы поговорим в следующих статьях)
  • Биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребёнку после рождения,  — режим дня, питания, игры и т.п.; заболевания в течение первых трёх месяцев жизни и др.).
Что же нужно делать родителям, чтобы процесс адаптации ребёнка к дошкольному учреждению проходил как можно  более безболезнно?
Во-первых, давайте представим что чувствует ребёнок, когда попадает в детский сад. Представьте, что вам предложили новую работу, где свои порядки, традиции, требования. И вы не знакомы ни с одним человеком на этой работе. К кому обратиться не знаете, что делать  — не знаете, даже расположение различных кабинетов — тоже ещё не знаете. Страшно? Испытываете состояние стресса? А ребёнку страшнее вдвойне или втройне, ведь у него ещё нет вашего жизненного опыта, умения общаться с другими людьми. Что же делать?
Если у ребёнка не сформирована потребность общаться со взрослыми и другими детьми, давайте будем её формировать. Условно по сформированности потребности в общении всех детей можно разделить на три группы:
Первая группа: Это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они ждут внимания, ласки, информации об окружающем только  от них. Они категорически отказываются идти на контакт с педагогом, предложение поиграть отвергают с раздражением и агрессией. Предметы и игрушки в группе их не интересуют. Они постоянно находятся с родителями, как правило, сидя у матери на коленях и крепко обняв её за шею. Их отличает замкнутость, повышенная тревожность, нередко плач, стремление поскорее уйти из группы.
Вторая группа. Это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими людьми, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. В первые минуты знакомства с воспитателем  беспокойны, малообщительны, на затем успокаиваются и проявляют интерес к игрушкам, книгам. Наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Однако не выпускают родителей из поля зрения, приносят им понравившиеся игрушки и спокойно играют рядом. Неохотно уходят из группы.
Третья группа. Сюда входят дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми и сверстниками. Они охотно идут на контакт, при общении проявляют инициативу, задают много вопросов, с удовольствием включаются в игру, спокойны, уравновешены, слёз не возникает и тогда, когда родители выходят из группы. Чтобы увести таких детей домой, приходится долго уговаривать и обещать прийти в детский сад снова. Эта группа детей очень легко адаптируется к условиям детского сада.
Что же делать родителям, дети которых условно входят  в первую или вторую группу? Конечно же формировать потребность в общении с другими взрослыми и детьми. Для этого необходимо больше ходить вместе с детьми в гости к другим родственниками и друзьям (но только не в тот момент, когда ребёнок только пришёл в детский сад!), пробовать оставлять детей на родственников, в которых вы уверены, что они справятся с детьми (время разлуки постепенно увеличивать), привлекать к совместным играм с вашим малышом других детей такого же возраста, играющих в песочнице (например, показать им как можно друг другу катать мяч или машинку, вести за «руки» куклу по дорожке и т.д.). Постепенно у ваших детей сформируется потребность в общении с другими детьми и взрослыми.
В дошкольное учреждение детей надо вводить постепенно. Хороший результат даёт посещение адаптационных групп. На таких совместных занятиях (участвуют педагоги, родители, дети) у ребёнка формируется первое положительно представление о дошкольном учреждении. Затем, когда ребёнка уже оформили в детский сад, первый раз лучше привести его на прогулку на 1,5-2 часа. На следующий день его уже можно привести к завтраку и оставить на несколько часов. Первую неделю оставлять в детском саду до обеда. Когда ребёнок немного привыкнет оставлять его на сон. Даже если ребёнок в первый день прекрасно себя чувствует в детском саду, нельзя его оставлять на  целый день. Для него это слишком утомительно, да и если его заберут позже всех (в таких случаях дети думают что родители их бросили и они им не нужны), будьте уверены на следующий день в детский сад он пойдёт с истерикой.
Постоянно держите связь с воспитателями, обменяйтесь с ними мобильными телефонами. Если вы волнуетесь, лучше воспитателю позвонить, чем стоять под дверями и переживать. Потому что, как бы ребёнок при расставании не плакал, воспитатели всегда найдут способ его успокоить, но если вы покажетесь ребёнку на глаза и его не заберёте, а уйдёте, то ребёнок подумает, что он вам не нужен, в результате — слёзы.
Утром не затягивайте процесс расставания. Чем дольше вы прощаетесь, тем сложнее будет потом успокоить ребёнка (вспомните сами как на вокзале вы прощаетесь с любимым человеком).
Если вы начали водить ребёнка в детский сад, то водите его регулярно. После долгого перерыва процесс адаптации начинается сначала.
Пусть ребёнка приводит в детский сад тот из родителей, с кем ребёнок расстаётся легче.
Никогда детей не пугайте детским садом, а убеждайте их, что они уже стали «большими» и им пора идти в детский сад, и что вы этим очень гордитесь. Как нужно и как не нужно приучать ребёнка к дошкольному учреждению читайте здесь

Терпения и ещё раз терпения Вам в процессе адаптации. Пусть Ваши дети приносят Вам только радость!

Если понравилась статья, расскажи своим друзьям
Общайтесь со мной:

Добавить комментарий

Connect with:

WordPress Social Login is not configured yet!
Please visit the Settings\ WP Social Login administration page to configure this plugin.
For more information please refer to the plugin online user guide or contact us at hybridauth.sourceforge.net

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *